Виртуальный поэтический театр Стихофон.ру - аудиокника стихов в mp3, авторская и актёрская декламация. Конкурсы авторов и исполнителей.
StihoPhone
Поиск исполнителей:
В избранное
Сделать стартовой



Наши анонсы:
Наши партнеры:


Паганини. Кода.

Исполняет:
Автор:
Юлиус Капп в своей книге дал факсимильное воспроизведение последнего листка, на котором Паганини написал: "Красные розы... Красные розы... Они темно-красные и кажутся дамаском... 18, понедельник".


"Запрещаю какие бы то ни было пышные похороны. Не желаю, чтобы артисты исполняли реквием по мне. Пусть будет исполнено сто месс. Дарю мою скрипку Генуе, чтобы она вечно хранилась там. Отдаю мою душу великой милости моего Творца" Николо Паганини.

***


Эмме Николаевне К О З Л О В О Й , с любовью и благодарностью. 11.11.2010


************************

.........А может быть, ты просто перестал
За жизнь свою вести борьбу со смертью,
Которая тебя предупреждала,
Не десять, а, наверно, сотни раз,
Когда входила в кабинет без стука
И ты не мог ей запретить войти?

Николо, Генуя давно печали
Все выпила больного сердца скрипки,
Которое из всех последних сил
Старалось не расстроить ее звука
И в резонанс не попадать биеньем,
Чтоб интонацию не потревожить фальшью.

Ты увеличивал долги минором,
В бессмертье отправляя Песнь за Песней,
Которой виртуозные причуды
В неистовство ввергали меломанов,
И тех,
что были далеки от скрипки,
И тех,
что слышать не могли совсем.
…Толпа считала дьяволом безбожным
Тебя, а твою скрипку –
дьяволицей,
И музыку –
исчадьем темной ночи,
И руки твои –
плетью,
обожженной Геенной огненной…

……………………… « Святая Дева!
Ты смотришь с неба, ничего не видя?
И как же можно мне
в тебя поверить,
И как мне преклонить
свои колени,
И как услышать
слов твоих наказ,
Когда, свершая умысел свой тайный,
Людская чернь протягивает руки
И хочет Музыки коснуться лика
Своими непромытыми перстами?
…Святая Дева,
я желаю верить,
Дай мне для веры пламенной терпенья!»

Бог Музыки –
тот дьявол виртуозный
Слезой взывал к настенному распятью,
Которое его не согревало.

«…Я на куски разваливаюсь, Джордж!
Моя судьба – моя живая кара.
И ей зачем-то было так угодно,
Чтобы несчастьем я всю жизнь болел,
Страдая от завистников лукавых.
…Ты помнишь,
сколько раз мне рвали струны?
А сколько раз
перерезали вены?
А сколько раз
смычок повиновался веленью моему,
Презрев проказы, которыми его хотели с темпа сбить?

….О добрый друг, моя святая скрипка
Уже впитала столько соли жизни ,
Что этого хватило бы на вечность!..

….Я по душе сверяю ноты сердца
И перекладываю их на струны,
И знаешь, Джорджо,
не сфальшивил дьявол!
Да ты и сам , свидетель мой, все помнишь…

…Скажи мне, друг, чего они хотят,
Услужливые знатные вельможи,
Смотреть на коих – выше моих сил?
Я разве что-то должен им, мой Джорджо?
Не любят скрипку,
можно ведь не слушать!
А раз нет слуха,
то не слушай вовсе –
Зачем же глухотой тревожить звук
Божественной струны Виолы страстной?
…Мой старый друг,
мне не понять скитальцев
По бездорожию людских пороков!
Они мне надоели пуще редьки,
Которая горчит, не уставая,
И вызывает спазм в желудке тощем.

…Ах, милый Джордж, Голландию я вспомнил,
Когда купался в страсти и тюльпанах…
Сердечный друг! Ты не был там со мною,
А то бы и глазам - то не поверил,
Такие скерцо вытворял Николо,
Играя не на струнах – на...
Да что там…
…Воспоминанья прослезили душу,
Которая давно забыла плакать…»

Маэстро оторвался от письма
И перевел свой взгляд на стену,
С которой на него взирал…Не Байрон,
А байроновский бог, стихом плененный.
Боготворил он строки лорда Слова
И жизнь его сверял с своею жизнью.

«…Проклятый кашель,
ты опять желаешь,
Чтобы не взял я в руки мою скрипку?
Чудак презренный, да смогу я разве
В тот свет сойти, не разогрев звучаньем
Своих измученных судьбою нервов?
Ты плохо знаешь бедного маэстро,
Кровавый кашель!..................................
Мы с тобой - как братья! –
...........................Я тоже кровью
Извергаю звуки из моего удушенного сердца.
Побойся бога Музыки,
......................исчезни!
................................Не торопи,
Осталось мне не много твой хриплый бас
Глубокой ночью слушать! …………………
Я знаю , как сыграл бы это Байрон! …»

Он трепетно берет седую скрипку –
(Богиня же Маэстро обожает)
Два огненных зрачка глядят со страстью
На Откровенье Мастера Гварнери,
Которую Николо пуще прежних
(Амати, Страдивари) полюбил.

…Еще мгновенье…
………………………Звук проверен сердцем.
Еще мгновенье…
…………………Взгляд – лорд Байрон… «Манфред»…
Еще мгновенье –
………………………выдох пустоты,
Чтобы наполнить легкие звучаньем
Импровизации Стиха во славу.

(Кто слышал это из окон мансарды,
Кто проходил по улице случайно,
Кто был застигнут Гением Маэстро,
Все говорили –
……………………….это Бог играл,
И лучше
…………….Бога больше быть не может!).

***

«…Ах, милый Джордж, ты знаешь, нет меня!
К тебе летит моим каприсом голос…
Он хочет видеть тебя, милый друг,
И рассказать о днях последних
И коду подарить тебе на память
Последнего домашнего концерта…»


«…Ты, Юлиус, исполни мою Волю!
Не хочет пышных похорон маэстро.
И реквием не нужен мне.
……………………………Сто месс
Меня вполне устроят, ты же знаешь…

Но Г Л А В Н О Е -
……………………моя святая С К Р И П К А -
Душа скитальца звуком – Паганини…

Прошу тебя, ты сохрани ее,
Отдай Творцу на сбереженье, слышишь?
И пусть у Генуи хранится ключ
От этого бесценного творенья.

То В О Л Я моя, Юлиус мой славный...»

***

«…Красные розы…Красные розы…
Они темно – красные и кажутся мне дамаском…..18, понедельник»


Perpetuum Mobile… La campanella…

З А Н А В Е С .


15.11.2010, ночь.
Ссылка на текст произведения



Файл: mp3 8.19Mb Скачать
Слушателей: 29 (уникальных 28)
Добавить отзыв
Потрясающе, Ольга!
Пушкин снимает шляпу, Качалов нервно курит в уголке, про тутошнего короля Бориса вообще молчу - он отдыхает.
Читаете прекрасно. Вещь тоже замечательная, Но! Я опять и опять говорю это НО:
распад ударения оказывается существует и в белом стихе. А почему нет? Ведь ритм - основа белого стиха и вот эти "мАи", "твАи" лезут на каждом повороте:

"Старалось не расстроить Её звУка" - раз
"Тебя, а твАю скрИпку – дьяволицей," - два
"И руки твАи – плЕтью, обожженной" - три и т.д.

Теперь ведь известно, что и рапад и полураспад ударения связаны с тем, что перед ИКТОМ возникает дополнительное ударение в двухсложном слове и необходима цезура между ними, чтобы его не было. Но цезурировать этот белый стих мне представляется неуместным, да Вы его и не цезурируете и мы имеем то, что имеем.

Такое вот неудобство. А, меж тем, в белом стихе, где нет рифмы, переставлять слова во избежание распадов легко, удобно и приятно. В трёх предыдущих случаях это элементарно делается:
"еЁ Старалось звука не расстроить"
"Тебя, твоЮ же скрИпку – дьяволицей,"
"ТвОи же руки – плЕтью, обожженной"
Ну, это так, навскидку. А вообще для Семинара Ю.П. богатейший материал для размышления. Спасибо!
С теплом и светом,
Ю.П.
30/01/2012 06:35
<< < 1 > >>