Виртуальный поэтический театр Стихофон.ру - аудиокника стихов в mp3, авторская и актёрская декламация. Конкурсы авторов и исполнителей.
StihoPhone
Поиск исполнителей:
В избранное
Сделать стартовой



Наши анонсы:
Наши партнеры:


Банерная сеть "Гуманитарного фонда"

К портрету

Исполняет:
Автор:
Музыка:
Ирина Шахрай
(автор портрета - художник Рафаэль Багаутдинов)


Ни взгляда оторвать, ни выпустить на волю.
Затейливый пейзаж, сгодившийся на фон.
Но ты уже к нему прикован, им присвоен,
до капли растворен, навечно пригвожден.
Как отзвук давних слов, плывут другие лица.
Иные имена вплетаются в сюжет.
И странный этот свет струится и двоится
в ночи – как явь и сон. Как образ и портрет.
Там полная луна парит на пьедестале,
и символов ночных неразличима нить.
И медлишь потому, уставившись в детали,
что страшно сделать шаг – к загадке подступить.
Цветного витража, растрескавшейся фрески
осколок, лепесток, чешуйка и пыльца.
И полуоборот решительный и веский
над призраками снов царящего лица.
Которое к себе влечет неотвратимо –
пленительный изгиб, таинственный обет.
С рождения души наложенная схима,
Впитавшая в себя небесный этот свет.
А ты опять ему внимаешь богомольно,
глядишь во все глаза, следишь издалека
как тонкая рука роняется безвольно –
трагический излом поникшего цветка.
Продолжить этот жест могли б клинок и гарда,
опущенные вниз, – окончена дуэль.
Улыбкою б черты чуть тронул Леонардо,
но так – трезвей – ее увидел Рафаэль.
Обычный человек, нерасторопный гений.
Всего вначале он и сам не знал, но вот –
свободный результат медлительных прозрений,
мерцая и маня, пред нами предстает.
И дальше – суть видна как прорастанье зерен,
как отповедь тоске, как парафраз обид.
И дальше – каждый штрих случаен, но бесспорен.
Он все соединит. И снова раздробит.
Глаз этих глубина как ангельское пенье.
И как благая весть из неизвестных стран.
Как под рукой – волос спокойное кипенье.
И кожи белизна. И горделивый стан.
Что самоценно и что параллельно славе –
неизъяснимость слов, объятий нежный хруст.
О чем не рассказать, когда раздует пламя
неистовой свечи дыханье этих уст.
Порхают мотыльки в трепещущем полете,
настойчивая кисть вскрывает новый пласт –
простой и внятный смысл – что и по части плоти
высокий этот дух любому фору даст.
И все же стоит быть поэтом и изгоем,
и смутно ощущать как с плоскости холста
нисходит в бренный мир провидческая горечь –
бессмыслена любовь, бесцельна красота.
И сколько надо слов отбросить и растратить,
пускать Пегаса вскачь, переводить в полет,
чтоб истину постичь или себе потрафить, –
а там – кому дано, возможно, и поймет.
Оставить легкий след, едва заметный слепок
своей души и знать – хоть вечен бег времен,
но их могучий рев, неуловимый лепет,
по сути, для тебя – не более чем фон.
Ссылка на текст произведения



Файл: wma 2.34Mb Скачать
Слушателей: 54 (уникальных 54)
Добавить отзыв
Ирочка, тут уже много сказано, потому пишу просто коротко; мне очень понравилось это ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Его, конечно, нужно прослушать неоднократно, что б всё вместить. Но первые впечатления таковы: что-то в душе начинает двигаться, щемить, переворачиваться, потом хочется о многом спросить,... но после понимаешь, что лучше не спешить, а дать душе возможность размышлять...
06/08/2007 20:29
А чтоб Вы еще узнали, сколько раз Я это прослушала! :)
А сколько раз спела, прежде, чем оно меня отпустило! :))))
Спасибо, Ольга! Для меня это главная награда в творчестве - когда мои песни заставляют думать, когда расшевеливают что-то внутри.
07/08/2007 16:11
Уважаемая Татьяна Хазановская!

На правах автора стихотворения позволю себе вклиниться в Ваш с Ириной разговор.

По ходу Вы задали вопрос, и я на него отвечаю (хотя, думаю, Вы и сами во всем разобрались).

В тексте идет речь об авторе портрета известном киевском художнике Рафаэле Багаутдинове. Отсюда и аллюзии.
То есть - Рафаэль этот, а Леонардо - тот!

Если Вам интересно, то я мог бы переслать по Вашему эл. адресу. более подробные сведения об этом очень значительном художнике.
Да и сам Портрет, о котором идет речь, заодно.

В.Г.
25/06/2007 21:31
ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОЧИТАЬ ВАШИ СТИХИ...
ДАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА ССЫЛКУ.
25/06/2007 21:41
Горскому:
Сереж, я всегда под стихотворением размещаю ссылку на страничку автора, за исключением тех редких случаев, когда этой информации у меня нет.
Но, если ты хочешь ее получить из рук самого поэта, тогда другое дело :)
25/06/2007 22:28
Николай Иванович!
Да и от самого художника глаз невозможно отвесть! Он ведь не здесь, он весь "где-то там...", и знает что-то такое, в чем нам еще очень долго разбираться... Обалденный взгляд!
Спасибо!
25/06/2007 22:59
Ой, Николай Иванович! Как вы неожиданно, к третьему акту... Спасибо за разъяснение, и буду очень благодарна за данные о художнике и за портрет (интересно же ж!) - на самом деле, я после первого же прослушивания песни ринулась в поисковик, ибо была заинтригована и хотела найти что-то о художнике. Ничего заслуживающего доверия не нашла, увы...
25/06/2007 23:32
Сергею Горскому

Сергей!

Ирина уже дала необходимую ссылку.
На всякий случай продублирую и попроще.

Наиболее полная подборка стихов содержится на сайте Poezia.ru
На главной странице в Меню - опция Авторы и далее...

В.Г.
26/06/2007 00:14
Примите мою ВЕЛИЧАЙШУЮ БЛАГОДАРНОСЬ
За это произведение. Оно мне очень понятно, и созвучно струнам моей души.
Души художника…
Я столь сильно вник в суть произведения, что не заметил даже ссылки.
26/06/2007 13:51
"То, что ищешь, обычно под носом"
(Афоризм)
Ой, простите, что вмешиваюсь...
26/06/2007 14:01
Да… не… не песня… это эпопея… симфония…
Спасибо автору слов за понимание…
Это мало кто поймёт…
Да… Федор Достоевский бы понял.
И тебе Ирусь спасибо…
25/06/2007 21:13
:)
Спасибо! Всем троим. За понимание.
25/06/2007 23:26
Ух, какое сложное и интересное стихотворение вы взяли. Сложное по всем статьям - и вообще для восприятия (мне кажется), и потому, что само яркий пример того, как много слов отбрасываются и тратятся, чтобы вдруг засверкала истина или какая-то из ее искр. И по-моему, это таки происходит, во всяком случае, в вашем исполнении - образ наслаивается на образ, мазок за мазком, иногда неясно (какой Рафаэль? Тот? Не тот? Так при чем тут Леонардо? Или Леонардо тоже не тот?), иногда красиво, вдруг порыв страсти, вдруг какой-то намек, - но вы не задерживаетесь и не раскрашиваете, не подчеркиваете и не роняете, идете все дальше и дальше, и оно все навинчивается и накручивается одно на другое, - и в конце таки расцветает. И таки да. Здорово, Ириша!
25/06/2007 10:32
Татьяна, спасибо!
Вы описали свои чувства ничуть не слабее самих и поэта, и художника, и меня! :)
Когда какое-то стихотворение зацепит, Татьян, то у тебя никто уже не спрашивает, сложное оно для восприятия и "по всем статьям" или не сложное, ТЫ ПОПАЛ!!
Если честно, я от каждого слова в этом стихотворении тащусь, здесь нет ни одного лишнего, все подчинено главной задаче, главной идее...
Долго оно меня мучило, пока вот в такой форме не выплеснулось.
Я очень рада Вашему отклику! Волновалась :)
25/06/2007 11:16
Да, Татьян, а как качество записи, приемлемо?
Впервые сбросила с диктофона. Если ничего, то теперь не буду ни от кого зависеть, перейду на самообслуживание.
25/06/2007 11:42
Ах вот почему было не в мр3! Качество - по мне так нормальное, шипит, конечно, немножко, но лично я это слышу до того момента, как вы начинаете петь. Да и то, если громко включать. Звукооперпрофи, конечно, потребовательней к звуковым шумам, но если такова цена независимости - по мне, так она вполне приемлема :)

Пост-отдаленным скриптом - какой кайф иметь дело с человеком, который "попадает" на стихи... Ну это я так, мысли вслух на тему уровней и тонких миров.
25/06/2007 12:01
Насчет "иногда красиво"...
Татьян, пробовала я и по-другому, чтобы было "всегда красиво", есть у меня и такой вариант. Очень нежный. Только теряется что-то, теряется идея.
Этот вариант менее красивый, зато более экспрессивный, я на нем намеренно остановилась, потому как, на мой взгляд, он больше соответствует духу стихотворения. Хотя меньшему количеству людей будет нравиться. Я понимаю это. Может, со временем нащупаю серединку.
25/06/2007 15:18
Зачем же всегда? Написано же ж - "бесцельна красота". ;) На самом деле, я имела в виду сам текст: фразы вроде "пленительный изгиб, таинственный обет". Краси-и-иво... А ваше исполнение тем и очаровательно, что немного шероховато (насколько ваш нежный голос может быть шероховатым) и как бы с надломом - мне очень нравится. Нежный вариант, думаю, хуже. И то, что все подчинено главной мысли, напрямую, пожалуй, не чувствуется (что хорошо, иначе были бы "швы"), но великолепно срабатывает. По всем правилам системы Станиславского, между прочим.
25/06/2007 15:53
О, так я и с системой Станиславского, как оказалось, знакома?
Вот и я всегда говорю, что знания уже присутствуют в нас, надо только не мешать им себя проявить.
25/06/2007 16:34
Ой, Тань, я тут умничаю, а там кто-то уже несколько дней мое "Государство КАК БЫ" скачивает... Может, это сам Евтушенко объявился, сейчас как предъявит счет на свое стихо, за использование без спросу!
А может, просто повезло, и Переделкин напрограммировал ему первое место в рейтинге. Тогда дешево отделаюсь.
Слава богу, хоть автор "К портрету" в курсе...
25/06/2007 17:36
Ириш ты за Евтушенко не переживай…
Он только счастлив будет услышав твою песню.
Что его ещё поют…
+++
Ну и Хазановская… филосОф…
Не зря я её в избранные поместил…
25/06/2007 21:31
Не зря, ой, не зря!..
Горский, как ты прозорлив!!!
25/06/2007 22:35
От Mary Levi
Да, да. Именно экспрессивность пропадает, когда ты в неволе пишешься. Энергетика зануляется, за счет ранимости исполнительницы:)
Пиши, милая Ириночка, на диктофон, но в польную силу своего творческого волнения.
Отлично получилось.
И есть совет.Павел Морозов очень любит предварять свое исполнение коротеньким эссе об авторе или об истории стиха.
Вот и здесь бвло бы здорово:)
Целую нежно,
Мэри
26/06/2007 04:22
Спасибо, Мэри! Вы все верно заметили. Насчет зануления энергетики в неволе :).
Насчет истории подумаем с автором.
26/06/2007 11:08
<< < 1 > >>