|  Памяти Ии Сергеевны Савиной (1936 – 2011)
Ссылка на текст произведения
 
 
 Её глаза...
 Наверное, их охотно писали бы мастера прошлого, чтобы суметь перенести на полотно «души изменчивой приметы»…
 Удивительный портрет…
 Незабываемый…
 Без ретуши и бездуховности глянца,
 без фотонаворотов и технических изысков
 и, кажется,
 без предварительной работы с «моделью».
 Щелчок затвора.
 Секунда.
 Вздох.
 И…
 Божественный облик…
 Вот оно,
 Чудо,
 за которым идут в музеи,
 галереи,
 на вернисажи,
 встречи с которым ждут.
 Простое и безыскусное,
 ставшее после короткого движения фотомастера –
 Высоким проявлением Искусства.
 
 Ее глаза - как два тумана,***
 Полуулыбка, полуплач,
 Ее глаза - как два обмана,
 Покрытых мглою неудач…
 
 Возможно, неудач еще нет.
 Нет, конечно, они есть – там – в её космической ауре.
 Уже есть.
 Просто пока ей неведомы.
 И потому так лик лучезарен и пречист облик,
 и нет тени той мглы,
 которая,
 настигнув ее позднее,
 все же не омрачит ни души, ни лица, ни сути бытия,
 а будет воспринята как жестокая и жесткая данность его –
 с величайшим достоинством и гордостью.
 
 Видел ли поэт, писавший о рокотовской  Струйской, эту фотографию своей современницы?..
 Вероятно, нет, хоть и писал – о ней, потому что тема одухотворенности, заложенная великими мастерами русского портрета прошлых столетий – в этой фотоработе  продолжена.
 
 Соединенье двух загадок,
 Полувосторг, полуиспуг,
 Безумной нежности припадок,
 Предвосхищенье смертных мук.
 
 Мы не забываем, что перед нами – Артистка, а потому, может быть, загадок в ней – не две, а великое множество – целая гамма, палитра цветов и оттенков, и полутонов, и графического лаконизма, которые мы с удовольствием будем открывать в ней – при каждом соприкосновении с ее удивительным творчеством.
 Будем открывать и удивляться: и это?
 Откуда?
 А голос…
 Капризные, страдальческие, нежные, резкие…
 Какие разные интонации – от Анны Сергеевны – величайшего русского лиризма – до наивного Пятачка, так любимого многими поколениями детей и взрослых.
 И всё это – в ней живет, и уживается, и не противоречит друг другу.
 И характер – трудный…
 Или же просто он есть, этот самый (несносный?) характер?
 И нет приспобленчества в угоду глупости и серости, потому что глубоко сидит в ней тот кодекс чести, который (помимо несомненного таланта) и привел её на журфак самого главного ВУЗа страны, открыв в  молоденькой студентке еще одно дарование – актерское, которое и победило в итоге публициста. Но нет никакого сомнения, что именно первая её ипостась – литературная, и глубокая в связи с этим культура, и несомненный талант человека пишущего  сделали Актрису Ию Савину явлением совершенно уникальным, неординарным, неповторимым.
 Всем известен  её энциклопедизм  в актерских ( и за пределами) московских кругах.
 
 …Безумной нежности припадок,
 Предвосхищенье…
 
 Всё это есть в её облике.
 Как есть и загадка человеческой души, её тайна и таинство, её, совершенно особенный, ни на кого не похожий мир – очень многообразный и контрастный. (Она, лирик по сути, могла быть такой убедительной, перевоплотившись в партортодоксальную даму!)
 
 Выпускница ли бестужевских курсов, смольная ли барышня…
 Одна ли из тех, кто стремился  на литературные вечера в Политехнический в период оттепели…
 Русская ли девушка из романов Тургенева…
 
 Мы столько времени не разгадаем улыбку Моны Лизы. Не разгадаем, хоть и не оставим затеи нелепой этой.
 
 …Полувосторг…Полуиспуг…
 
 А сможем ли мы разгадать это чудо – улыбку нашей с вами современницы?
 
 Не меньше в ней сокрыто тайн и премудростей высших, а просветлённость облика даст фору многим героиням, увековеченным на живописных полотнах прошлых столетий.
 
 Когда я увидела эту фотографию, я поняла для себя совершенно четко, что такое лицо ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ.
 
 Я поняла, что понятие ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ потеряло  безликость, найдя своё самое достойное и самое совершенное выражение в облике Ии Савиной.
 
 Лицо интеллигенции – это (абсолютно точно!) лицо с этой фотографии Актрисы.
 
 От этого лица исходит Духовность Высшая…
 От этого лица – Сияние Разума и Творчества…
 А софит справа очень видится ТЕМ, Высшим Сиянием, которое сравнимо с нимбом, потому что ИНАЧЕ и быть не может.
 Просто не может быть, потому что
 
 Ее глаза - как два тумана,
 Полуулыбка, полуплач,
 Ее глаза – как…
 
 Бездна в глазах её…
 Бездна.
 В них – трагедийность мира Достоевского и обреченность героинь Чехова…
 Романтическая возвышенность тургеневских девушек и иконописная глубина
 Всеобъемлющей материнской любви, примером которой Ия Сергеевна  была в жизни…
 
 И какая это трагедия  для национальной культуры – потеря именно таких одухотворенных лиц.
 Ликов потеря.
 
 Сейчас часто звучит пошлое сочетание «икона стиля», потому что совершенно очевидно, что икона – вне стилей, вне времени, вне…
 
 Но, когда смотришь на этот портрет Ии Савиной, понимаешь, что – действительно – икона.
 И – икона стиля – того, Высокого стиля, кажется, утраченного сегодня окончательно.
 
 Когда потемки наступают
 И приближается гроза,
 Со дна души моей мерцают
 Ее прекрасные глаза.
 
 Наверное, так и должно быть –
 из мрака и пошлости повседневной
 пусть еще долго смотрят на нас
 необыкновенные глаза
 Актрисы Ии Сергеевны Савиной –
 Глаза –
 как два тумана,
 Полуулыбка, полуплач…
 
 Ее глаза…
 
 
 
 30.08.2011
 
 
 *** "Портрет" стихотворение Н. Заболоцкого
 
 
 © Copyright: Миоль, 2011
 Свидетельство о публикации №11108305185
 |